Принципы Лего-конструирования
Основные
принципы по Лего-конструированию:
-
от простого
к сложному;
- учёт
индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и
конструктивных навыков;
- активности
и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной
деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач -
решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой,
познавательной, речевой;
- результативности и
гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и
поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня
развития детей.
Формы организации обучения дошкольников
конструированию
С целью
развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой
развивается ребенок используются формы организации обучения,
рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу:заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных
из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы
их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу
готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование
трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в
основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап,
где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной
поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели:детям в качестве образца предлагается модель,
скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут
воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают
определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач
перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их
мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования
по образцу.
3. Конструирование по условиям:не давая детям образца постройки рисунков и способов
ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна
соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее
назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и
носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В
процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать
условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно
сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени
способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой
деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние
и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности
для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого
обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами
решают,что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей
по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески
использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и
они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из
выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования
очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь
разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная
цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и
умений.
Требованиям к знаниям и умениям воспитанников
В процессе реализации поставленных задач
осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего
материала. Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель).
Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение
за деятельностью детей;
- задания
для самостоятельного выполнения;
- общение с
ребенком.
К концу
первого года обучения дети могут:
- сравнивать
графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и
приемы с помощью наглядных схем;
- строить
постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять
детали между собой;
-
конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся
строительным материалом;
- сооружать
красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
-
располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно
использовать детали строительного материала;
Планируемый результат младший дошкольный возраст 3-4 года
дети могут:
- сравнивать
графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и
приемы с помощью наглядных схем;
- строить
постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять
детали между собой;
-
конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся
строительным материалом;
- сооружать
красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
-
располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно
использовать детали строительного материала;
Планируемый
результат средний дошкольный возраст 4-5 лет
дети могут:
- анализировать конструктивную и
графическую модель;
- создавать
более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами
игрушек, для которых предназначается;
- правильно
называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с
колесиками);
- возводить
конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать
назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
-
преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять
постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
-
преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
-
анализировать образец постройки;
-
планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные
решения;
- создавать
постройки по рисунку, схеме;
- работать
коллективно;
- соотносить
конструкцию предмета с его назначением;
- создавать
различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать
модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной
инструкции.
Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет
Дети
научатся:
- различать
и называть детали конструктора;
-
конструировать по условиям заданным взрослым;
-
конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
-
самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в
паре, коллективе;
-
рассказывать о постройке.
У детей
сформируются:
-
морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность,
умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
-
познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- качества
самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские
навыки и умения;
Дети
разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический
вкус.
Комментариев нет:
Отправить комментарий